Я люблю край Тверской за таинственность тихой природы,
За свеченья столпом просиявших Великих Святых,
И за мудрость людей, написавших Святые Синоды,
За спасенье заблудших и прозренье духовно слепых.
Здесь приходят в музеи хранить облаченья столетий
Изумлённые люди, наполняясь смиреньем, тоской…
На листах летописных, сохранённых бессмертий,
К ним являются «Тени», убиенных Златою Ордой...
Михаила Тверского кровь, безвинно пролитая ханом;
Честно княжил, о граде заботу с достоинством нёс.
Твердью Тверь сохранила эту память с любовью, упрямо,
Исцеляющей ракой смиренья народа из слёз.
На реке у Нерли, расставаясь с супругом навеки,
Умывалась слезами Благоверная, мудрая Анна,
И несли через Русь горе, скорбь и терзание реки,
Мощи русских князей – от Орды беспощадного стана.
На ладьях по Твери плыли встретить Святыню бояре,
Чудом первым, великим освещён был открывшийся гроб;
Поражённый нетленьем и не видевший чуда на яре,*
На колени упал перед гробом христианский народ.
Заглушали рыдания псалмы и церковное пение;
Город выл, как могучий, израненный копьями зверь,
Мироточила миро благовоньем Божественным бденья,
Предрекая княгине муки, боль от сыновних потерь.
Отвечал Александр – Анны сын перед плачем народа:
«Душу в скорби неси, чтобы в Царство Святое войти»,
Расступились ряды, согласившись: «Вся воля от Бога»,
Мать молилась с надеждой херувимам, спасавшим в пути.
Был казнён Александр вместе с Фёдором – внуком княгини,
Возвратились домой, как отец, во гробах сыновья;
Анны Кашинской плачь, в горле привкус горчащей полыни,
И мучения крест от татарской Орды-воронья.
Подвиг стойко несла, подвязавшись молитвою Анна,
Утешая смиренно в трудный час монахинь и сестёр,
И почила она в схиме высшей для женщины сана,
Упокоил Святую в своих стенах Успенский собор,
Двести лет пребывала гробница княжны призабвенной,
Как целебный кувшин, позабытый под спудом лежавши;
Вдруг, явилась во сне в схиме Анны Святой Благоверной,
Вразумить, чтоб о том, кто молитвой хранит город Кашин:
«Вы не знаете, как я молю Богородицу Мати,
Всемогущего Бога, чтоб не предан был город врагу,
От напастей войны, от смертельных, безумных проклятий,
Отвожу пять веков я от города смерть и беду.
Перед гробом моим, пред иконой Всесильного Спаса
Чтоб зажгли вы свечу, принося по молитве мне честь,
И свеча, чтоб моя там уже никогда не погасла,
Разнесите для всех эту просьбу - явления весть».
Над Тверскою землёй воссиянье великой Святыни;
Нет такой уж земли, где бы столько явилось Святых,
Преподобный здесь Нил, сорок лет, простоявший в пустыни,
Юлиане хранит целомудрие пар молодых.
Михаилу Тверскому и княжне, сохраняющей Кашин,
Как молитву воздам с ними вместе написанный стих,
Пусть с принятьем даров, при причастии с Спасительной Чаши,
Освящает наш путь сонм Великих Свечений Тверских.
***
Здесь приходят в музеи хранить облаченья столетий
Изумлённые люди, наполняясь смиреньем, тоской…
На листах летописных, сохранённых бессмертий,
К ним являются «Тени», убиенных Златою Ордой...
Здесь в смирении священник, отдаётся псалмам и молитве,
Выполняя обеты Православия Церкви Святой,
И не знают о том, как он ходит, порою, по бритве,
Освящая любовью путь заблудшим зажжённой свечой…
Яр - жар, огонь, пыл, разгар, в прямом и переносном значении.
Словарь В. Даля.
ЯР - высокий крутой берег, подмываемый рекой. Словарь БЭС (Большой энциклопедический словарь).
В данном случая, слово «Яр» используется, как «Жар», следуя словарю В. Даля.
Тело Михаила Тверского везли в жару, и оно не подверглось тлению. Поразило нетление ещё и потому, что тело убиенного Святого не было погребено в течение двух лет после убиения в Орде.
Поражённый нетленьем и не видевший чуда на яре,
На колени упал перед гробом христианский народ.