В 1993-94 году комиссия, работавшая в архивах КГБ, обратила внимание, что в «растрельных книгах» было много имён растрелянных свещенников. Стало известно, что в 30-40 годы в южной части Москвы, в селе Бутово был стрелковый полигон НКВД, где обстреливалось и испытывалось оружие Подольского оружейного завода. Жители окрестных деревень привыкли к постоянной «пробной» стрельбе и не догадывались, что здесь производились расстрелы жертв политических репрессий, массовое убийство мирного населения. Было расстреляно около тысячи священослужителей, активных мирян Русской Православной церкви. Всего по спискам восемнадцати «растрельных книг» было убито 20.765 человек. При раскопках рвов, были обнаружены пласты людей, закатанные бульдозером. По плотности закатанных рвов и обнаруженных убиенных людей определили, что здесь лежит 100.000 человек.
В 2000 году из убиенных 294 были канонизованны-причислены к лику Святых Бутовских Новомученников. Во главе списка Священномученник Митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), проживавший в то время в Подмосковьи в селе Ухтомское. Владыка был расстрелян в возрасте 82 года, будучи немощным и непередвигавшимся самостоятельно. В основном из растрелянных были жители Москвы и Московской области, но так же и жители других областей, и иностранцы.
В 1996 на этом месте выстроен храм, алтарь которого подходит к растрелянному рву. Храм на крови.
Дальняя часть Бутовского полигона завершается яблоневым садом, который никогда не плодоносил. В 2000 году, в день канонизации Новомученников Святых, произошло чудо. Неплодоносящий никогда яблоневый сад завалило яблоками. Яблони не выдерживали изобилия плодов. В этот день Русская Православная церковь канонизовала более тысячи Новомученников, среди них и Бутовских Святых. Это было Преображение 2000 года,
(19 августа). В народе праздник этот называют Яблоневый Спас
С тех пор земля снова скорбит. Яблони не плодоносят.
Бутово-место особой тишины и осмысления жизни. Особого покоя и скорби.
Добраться до Бутовского Святого места - Храма на Крови можно так:
От станции Московского метро «Бульвар Дмитрия Донского» ходит автобус № 18 до конечной остановки «Бутовский полигон».
Русь моя антиминсом покрыта.
Тысячью частичек из мощей.
Кровию в мучениях залито
Бутовское поле палачей.
Русская, кровавая Голгофа.
Двадцать тысяч тел растёртых в прах.
Сатаны глумившейся эпоха.
Боль и скорбь смешавшиеся в страх.
Плакала Россия в истязаньях,
Лики возносились на века,
Временем безчинства содроганья
Вписана безумия строка.
В Бутовском наркома полигоне
Опытный оружья арсенал.
Каждой ночью в душном эшалоне
Враг к расстрелу смертных доставлял.
Без вины растреляно священство,
Клирик, свечник и митрополит.
С деревень окрестных духовенство.
Здесь Москва растрелянная спит.
На расстрел за то, что брат свещенник
Попадал невинный гражданин.
Здесь растрелян как «опасный пленник»
Петроградский Отче Серафим.
Уж девятый шёл ему десяток.
Немощен и слаб Владыка был;
В чёрном списке «стреляных тетрадок»
Первым для расправы угодил.
В подмосковном жил селе Ухтомском.
Немощен, но Божия в нём твердь.
Увезён в обмане вероломском
В медицинской помощи на смерть.
По приказу, шедших из наркома,
Где тогда бесчинствовал Ежов,
Каждому болезненно знакома
Тень смертей Московских воронков.
Время, время. Я слезу не скрою.
Буду плакать, Родину любя.
Боль, любовь смешавшиеся с кровью.
На кресте распяли, Русь, Тебя.
На кресте страдающий Спаситель
Как и Ты распят был и гоним.
Не простил величия гонитель
Звонниц сорока сороковин.
Не простил стяжатель Сатанинский,
К Православью как со всех сторон
Ехали за словом материнским
Из заморья слуги на поклон.
Как Москва соборами святилась,
Как крепчала в Православьи Русь.
Как страна Спасителю на милость
Забывала лихолетий грусть.
Русь моя – антиминса частицы.
Слёзы скорби из Святых очей.
Триста Новоявленных святится
В Храме на крови Святых мощей.
Тишина немая купол лижет.
Мысли растворяются в душе.
Припаду к земле, чтоб стать поближе
К звёздным створкам вечности в Ковше.
Яблони на Бутовской округе
От печали больше не родят.
В день канонизации, как в чуде
Плод осыпал яблоневый сад.
Сам Господь к молящимся приходит.
Замирает мир молитвой там.
Где-то в зазеркальном небосводе
Выстроили Мученники Храм...
Не забыла память лихолетья.
Тянется с молитвою народ.
Сонм Святых, явившихся в бесмертье
Родину заблудшую спасёт.
Антиминс-плат с частицами Святых мощей, на котором совершается литургия. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII - IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола. Антиминс освящается архиреем по особому чину.
Сонм - собрание, скопление кого-либо; множество, кого-, чего-либо.
25 июня 2006.