В 2015 году в Австралии открылся первый русский музей, создателем которого стал Михаил Моисеевич Овчинников. Русская общественность Австралии знает этого человека, как директора компании по поставке строительных материалов «Kelso Building Trade». Своим трудом этот человек снискал уважение австралийского правительства и был отмечен высокой наградой за свой вклад в развитие экономики Австралии. В 2014 году имя его вошло в книгу «Celebrating Diversity».
Родился Михаил Моисеевич Овчинников в 1946 году в Китае, в семье русских эмигрантов Моисея Ивановича и Екатерины Тихоновны Овчинниковых, трепетно хранивших старообрядческую веру своих предков. Семье Овчинниковых пришлось пережить много скитаний и вынужденных переездов, но никогда не возникало мысли оставить иконы и книги. Духовное наследие своих родителей и образ многострадальной родины, они хранили в сердцах, в книгах и передали своим детям. Было время, когда в Китае Михаил из-за политических репрессий вынужден был не посещать школу и учился самостоятельно дома. С детства он научился преодолевать трудности. До сегодняшнего дня помнит Михаил Моисеевич песни бородатых русских странников, которых он впервые услышал в китайском Трехречьи. Песня, начинавшаяся со слов "Гремела буря, дождь шумел…" до сих пор волнует его душу, навевая воспоминания детства и отрочества.
Михаил в 16-летнем возрасте прибыл вместе с родителями в Австралию из Китая. Новая страна, непонятный язык, другие жизненные устои – все было не просто для юного человека. Поработав чернорабочим в прачечной, он понял, что чтобы добиться успеха, требуется, в первую очередь, много работать над собой. За три года он изучил английский язык в вечерей школе и в 19 лет решился начать своё дело. Это оказалось не просто. Неопытный молодой человек, с русским акцентом, без капиталов, а лишь с одним желанием – достичь успеха, мало кого убеждал. Были трудности, потери, поражения, но в груди билось сердце казака. Он не собирался сдаваться и, оправившись от неудачи, снова садился в «седло», чтобы двигаться к цели. В 21 год к нему пришёл успех, которого он добился благодаря своему духу, терпению и желанию победить.
Неумолимое желание приносить добро людям и, если работать, то отдавать всего себя своему делу, принесли успех. Компанию «Kelso Building Trade» знают во всей Австралии. Сколько было возведено домов, офисов, гостиниц, рабочих помещений! В 1997 году компания «Kelso», вошла в число пятисот лучших частных компаний штата Новый Южный Уэльс. В 2003 году учредитель и директор компании Михаил Моисеевич Овчинников получил высшую награду на конкурсе бизнесов и вот в марте 2014 года, на ряду с маститыми бизнесменами, его имя и портрет вошли в книгу – летопись этнических бизнесов Австралии «Celebrating Diversity».
Я побеседовала с Михаилом Моисеевичем:
-Михаил Моисеевич, сегодня вас знают не только в Новом Южном Уэллсе, но и в других штатах и за пределами страны. Ваше имя вошло в книгу успешных бизнесменов Австралии «Celebrating Diversity». Сегодня вы еще достигли новой цели – создали первый русский музей в Австралии. Вы всегда верили в свой успех в бизнесе, в общественной деятельности?
- Бизнес – дело тонкое, а создание музея – это еще более тонкое, даже, надо сказать – ювелирное дело. Порой не знаешь, что и где тебя ждёт. Прежде всего должны быть высокие требования к себе, к своей работе. Высоки требования не только в жизни, но и в бизнес конкурсах. Чтобы не случилось, я всегда продолжал начатое дело. Чтобы добиться успеха приходится много трудиться. Бизнес и создание музея это круглосуточная ответственность.
-Что для вас является важным в жизни, в бизнесе, в общественной работе?
-Для меня самое важное – это моя личная полезность для русских соплеменников. Я хочу оставить свой русский след в жизни пятого континента. Мне не хотелось бы, чтобы через сто лет русские оказались неизвестной эмиграцией, как происходит с некоторыми этническими группами.
-Общаясь с вами, я поняла, что вы чувствуете на себе историческую миссию казака в Австралии и чувствуете ответственность не только за себя и за свою семью, но и за русскую общину в целом. Так ли это?
-Да, именно эту миссию я чувствую на себе. Для того, чтобы добрая память о русских жила на Зелёном Континенте, я сейчас все силы отдаю для того, чтобы наш музей развивался. Помещенные в музее казачьи реликвии, экспонаты русской культуры и письменности – все это будет воспитывать подрастающее поколение.
-Я знаю, что многие годы атаманом Общеказачьей станицы в Австралии был Димитрий Михайлович Речкалов, который по возрасту ушёл на отдых. Сейчас являетесь атаманом. Не сложно ли совмещать бизнес, работу музея, деятельность атамана? Как вам это удаётся и что нового в ваших планах?
-Работать приходится много, но тем и интересна жизнь. Чем больше работаешь, тем больше идей. В работе казачьей станицы есть планы по развитию и укреплению более тесного общения с казаками других стран. Хочется привлечь к работе молодёжь. Одна работа не мешает другой, а иногда и помогает. Хочется помочь и тем людям, которые своим трудом хранят историю русских в Австралии. Я знаю, как не просто выпускать газеты и журналы за рубежом, где ограничен круг читателей. Мало и тех людей, которые хотели бы писать о жизни русской диаспоры, но именно печатные издания оставляют память на века, поэтому я в силу своих возможностей стараюсь помогать русской печати в Австралии. Я сам финансировал православную газету "Слово", помогал журналу "Австралиада", "Жемчужина", "Австралийская Мозаика". К сожалению, я не знал о том, что уже в течение шести лет в Брисбене выходит журнал «Австралийская лампада», в котором пишется о русском обществе Австралии. Я прочитал несколько журналов «Австралийской лампады» и увидел, что идея журнала, как и моя – оставить память о русских эмигрантах, чтобы не остаться неизвестной эмиграцией. Писательский и издательский труд тяжёл и неблагодарен, но на Руси всегда находились подвижники своего дела, потому и стоит русская земля. Так что у меня еще много планов, как в бизнесе, так и общественных и благотворительных делах.
-В настоящее время вы занимаетесь созданием музея русской эмиграции. Какие трудности есть в этом? Как приобрели помещение для экспозиции?
-Я купил на свои личные средства дом и передал его в общественное пользование, где и строится экспозиция музея. Трудности есть, конечно. Не всем нравится идея создания музея и отсюда бывают недопонимания. Это первый музей в Австралии, а то, что впервые создается - это всегда продвигается с какими-то сложностями, но у нас подобралась сильная команда специалистов музейного дела и мы справимся с поставленными задачами.
- Михаил Моисеевич, большое вам спасибо за интервью. Я еще раз поздравляю вас и ваш коллектив с открытием музей и желаю успехов в деле сохранения русской истории в Австралии.