...и колыбелит Ангел свыше любовь Божественную в нас...
Паломничество по Святым местам
Философские статьи
Этико - нравственные статьи
Жизнь иммигрантов
Люди и судьбы
Cобытия
Путешествия
Ежедневник

 
Мои картины повторить невозможно. О брисбенской художнице Светлане Трефиловой.
( Людмила Ларкина )

Мои картины повторить невозможно.
О брисбенской художнице Светлане Трефиловой.
Со Светланой Трефиловой мы познакомились в 2009 году в Брисбене, в Свято-Серафимовской школе, в которой Светлана работала и работает завучем и учителем. Светлана тогда давала мне интервью для журнала, рассказывая о церковно-приходской школе, об учителях, о детях.
В декабре 2010 года Светлана представила несколько своих работ в Русском Общественном Центре Квинсленда специально для салона «Лампада» и презентации моих двух книг, изданных в 2010 году. Картины Светланы были живые и яркие, выполненные акварелью, тогда на них многие обратили внимание. И вот сегодня, в конце 2012 года, еще одна встреча на персональной выставке Светланы в кинотеатре Blueroom Cinebar, Rosalie (Брисбен).
Предо мной зрелый, неординарный художник, который за четыре года достиг признания в австралийском обществе, разработал свою технику в живописи и преподаёт в институте искусств. Я ходила по выставке, как заворожённая, а Светлана рассказывала мне о каждой картине, о своих находках, чувствах, идеях, планах. Это была великолепно выстроенная индивидуальная экскурсия, во время которой можно было задавать вопросы художнику и тут же получать основательные ответы.
- Светлана, расскажите о себе, где вы родились, как происходило становление, как стали художником? Вы считаете себя русским, или австралийским художником?
- Я считаю себя австралийским художником, поскольку рисовать я начала в Австралии. Родилась и выросла я в Киргизии, последние пять лет, до приезда в Австралию, жила в Москве. С детства увлекалась разными видами рукоделия и прикладного творчества – шитье, вязание, вышивка. Любила рисовать. В 12 лет я сама записалась в кружок рисования при Доме Пионеров, но мне там сказали, что к рисованию у меня нет способностей. Я обиделась и ушла. Рисовала для себя, была редактором стенгазет в школе, пионерских лагерях, университете. Живопись любила всегда. У меня два высших образования: биолога-химика, учителя биологии и химии. В 2000 году я закончила postgraduate course в QUT по специальности Librarian and IT.
В 1997 переехала в Австралию на постоянное место жительства. В 2004 году, уже находясь в Австралии, я начала рисовать. Это было моё хобби. Стала посещать всевозможные курсы и индивидуальные занятия. Живопись все больше захватывала меня. В 2008 году я поступила учиться в Брисбенский Институт Искусств. С начала 2012 года стала преподавать в том же институте, обучая студентов техникам, разработанным мною. Мои классы называются “Cubism”, “Exploring painting” и “Watery Painting Techniques”.
- Светлана, в каких выставках вы участвовали?
- В течение последних двух лет активно выставляюсь на всевозможных выставках Брисбена и Голд Коста. Имею ряд призов за различные работы. Я член общества художников Royal Queensland Art Society c 2010 года. В прошлом году проходила моя первая персональная выставка в Брисбене, называлась «The Beauty of Life» и была признана лучшей выставкой в этом зале за год. На выставке были в основном представлены акварели и лишь небольшая часть работ была выполнена акриловыми красками.
В 2011-2012 годах участвовала в регулярных выставках RQAS, где получила несколько наград, а также в выставках искусств в Trinity College, Clayfield College и многих других выставках. В настоящее время проходит моя вторая персональная выставка под названием «Re:Invention». На этой выставке представлено около 80 работ, которые в основном выполнены акрилом и смешанной техникой.

Другая, небольшая часть работ на выставке - это разные типы гравюры и эстампа, такие, как drypoint, linocut и woodcut. Эта выставка снова высоко оценена, признана лучшей за год, и я получила приглашение на еще одну персональную выставку в 2013 году.

-Светлана, вы общаетесь с русскими художниками Брисбена, Голд Коста? Какие ваши творческие планы на будущее?
-Я знакома с художником Арсением Хлыновским, у него начала брать первые уроки маслом в 2004 году. Он преподаёт рисование в Свято-Серафимовской школе. А планы у меня «грандиозные». Для получения официального высшего образования в области искусства в следующем году я зачислена на курс Master of Art in Visual Arts (MAVA) в Griffith University. Моя цель – преподавать изобразительное искусство в институтах или университетах. Хочется делиться знаниями с будущими художниками, обучать их техникам разработанными мной лично.
- Кто из художников особенно повлиял, на ваш художественный вкус, кого вы особенно цените?
- Австралийская художница Amanda Krantz оказала на меня большое влияние. Она работает необыкновенной техникой, которую вряд ли кто сможет повторить. Обычно, глядя на картину художника, я могу сказать: «Я знаю, как это сделано». Глядя на работы Ананды – технику разгадать невозможно, тем более, невозможно повторить ее работы. Она признана в Австралии, в Америке. Ее картины сильно вдохновляют меня на эксперименты с красками, на поиск своих техник.
- Мне нравятся ваши работы выполненные акварелью. Вы продолжаете писать акварелью, или это уже пройдённый этап?
-Да, я начинала активную самостоятельную работу именно с акварели. Это был переходный этап к акрилу, так как я развожу акриловую краску до жидкого состояния и смешивание красок на холсте очень похоже на поведение акварели на бумаге. Сейчас акварелью я почти не занимаюсь, поскольку я изучила все в поведении акварели и мне теперь это не так интересно. Гораздо интереснее использовать эти знания в работе с акрилом. В некоторых работах я использую несколько разных техник сразу, это называется mixed media. Начала я учиться с масла, но масло долго сохнет, а я люблю все делать быстро и, кроме того, масло не представляет столько возможностей, как современный акрил. Сейчас я работаю акрилом и наслаждаюсь тем, что он даёт множество возможностей для импровизации. Как правило, начиная работать, я не знаю, что у меня может получиться. Я выливаю краску на холст и рисунок ложится сам. Затем я смотрю, что получилось. Иногда сюжет проглядывает сразу и я его только дорабатываю, корректирую. Иногда приходится наливать слой за слоем, пока я не увижу, что картина близка к завершению. Я никогда не заканчиваю картину, если она мне не нравится. Иногда муж, Андрей, говорит, что работа смотрится завершённой и можно ее оставить в таком виде, в каком есть. Я доверяю его вкусу. Например, недавно купили картину, про которую я считала, что над ней надо еще работать. Именно эта картина, «Коралловый цветок», понравилась посетителю выставки. Не зря говорят: «Сколько людей, столько и вкусов».
-Мне часто художники рассказывают, что продав удачную картину, они делают ее копию и продают еще и еще, пока у покупателей не пропадёт интерес. А как у вас? Какие чаще работы покупают – реализм, или что-то нетрадиционное? Какими видами техники вы еще владеете?
- Мои картины повторить невозможно. Каждая картина в единственном экземпляре, поскольку, как я говорила, картина получается такой, как ляжет краска на полотно. Картины реализма можно скопировать, но сейчас любителей живописи редко интересует реализм. Реализм не покупается, поскольку это просто. Посетители покупают чаще что-то необычное, чтобы можно было думать, глядя на картины, мечтать, сочинять. Часто покупают мои картины, выполненные техникой «кубизм». Это тоже мною разработанная техника, но основывается она, конечно, на работах Пикассо и Брака, просто это другой, мой кубизм. Такую картину также невозможно повторить, хотя идею сюжета можно воспроизвести, но изображение будет выглядеть иначе. Я попробовала себя в технике эстампа, но это пока не моё. К эстампу обращаются те, кто устал от живописи, а я пока что получаю огромное удовольствие от работы с красками.
Я не люблю долго задерживаться на одном и том же, и поэтому постоянно экспериментирую. На сегодняшний день я изучила почти все виды техники: масло, акварель, акрил, карандаш, пастель, уголь. Художник должен иметь как можно больше «инструментов» в руках, чтоб ничем не ограничивать свое воображение.
- Вы занимаетесь фотографией?
-Фотографию я не очень люблю. Возможно, когда-то приду к ней, как к искусству, но не сейчас. Фотографию использую только как средство запоминания реальных объектов, композиции, как источник для поиска идей.
В живописи я начинала с реализма, в тот момент много пользовалась фотографией как единственным источником. Реализм необходим для того, чтобы научиться работать, а потом необходимо постоянно развиваться, искать своё. Учить студентов надо чему-то новому, а не той технике, которую знают все. Я учу студентов разрабатывать своё. Я рекомендую использовать различные подручные материалы в работе, например, песок или крошку, чтобы придать картине шероховатую поверхность. Моя находка – создание шероховатой поверхности на холсте, прежде чем начать рисовать. Мне нравятся в картинах не гладкие, традиционные поверхности, а новые решения и необычные виды.
- Светлана, встретив вас четыре года назад при интервью, я неоднократно слышала слова: «Я только учусь…». Сегодня передо мной зрелый, состоявшийся художник. Когда вы себя почувствовали художником?
- Австралийские преподаватели говорят, что художником можно себя почувствовать, выполнив около 300 работ. Я перешагнула этот рубеж примерно два года назад. Сегодня вы видите 80 работ, выполненные только за последние полтора года. Сегодня я полна сил и у меня много творческих идей. Почти год я преподаю живопись в институте, и поняла, как я счастлива от этого занятия. Я решила оставить основную работу химика, чтобы без остатка отдаться живописи и преподавательской деятельности. Наша жизнь не так длинна, чтобы тратить ее на нелюбимую работу.
-Что вы можете пожелать своим студентам и всем людям, которые мечтают достичь высот в живописи, чтобы стать художником?
- Каждый человек – это художник, и всему можно научиться. Если есть любовь к рисованию, то надо начать это делать. Надо научиться сначала технике, графике, а потом разрабатывать своё. Художник должен учиться каждый день.
Беседу вела Людмила Ларкина.
Фото автора.

2013-01-11 06:33:00